Неточные совпадения
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических
сил, от духов и
демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание
силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
— На ангела, на ангела, а не на человека! — перебила Ида. — Человека мало, чтобы спасти ее. Ангел! Ангел! — продолжала она, качая головою, — слети же в самом деле раз еще на землю; вселися в душу мужа, с которым связана жена, достойная любви, без
сил любить его любовью, и покажи, что может сделать этот бедный человек, когда в его душе живут не
демоны страстей, а ты, святой посланник неба?
В толпе нищих был один — он не вмешивался в разговор их и неподвижно смотрел на расписанные святые врата; он был горбат и кривоног; но члены его казались крепкими и привыкшими к трудам этого позорного состояния; лицо его было длинно, смугло; прямой нос, курчавые волосы; широкий лоб его был желт как лоб ученого, мрачен как облако, покрывающее солнце в день бури; синяя жила пересекала его неправильные морщины; губы, тонкие, бледные, были растягиваемы и сжимаемы каким-то судорожным движением, и в глазах блистала целая будущность; его товарищи не знали, кто он таков; но
сила души обнаруживается везде: они боялись его голоса и взгляда; они уважали в нем какой-то величайший порок, а не безграничное несчастие,
демона — но не человека: — он был безобразен, отвратителен, но не это пугало их; в его глазах было столько огня и ума, столько неземного, что они, не смея верить их выражению, уважали в незнакомце чудесного обманщика.
Обессиленная истязаниями Марфа Андревна видела только, что разбойники все как один человек бросились к выбитому ими окну и, как
демоны, архангельской
силой низвергнутые, стремглав со стонами и визгом полетели вниз из антресолей.
Основная форма заговора, говорит Л. Н. Веселовский, [Блок имеет в виду статью А. Н. Веселовского «Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля» («Журнал министерства народного просвещения», 1898, март, стр. 51–54).] была двучленная, стихотворная или смешанная с прозаическими партиями; в первом члене параллели — призывалось божество, демоническая
сила на помощь человеку; когда-то это божество или
демон совершили чудесное исцеление, спасли или оградили; какое-нибудь действие их напоминалось типически; во втором члене — являлся человек, жаждущий такого же чуда, спасения, повторения сверхъестественного акта.
Другие заговоры пестрят именами темных
демонов и светлых
сил.
С этою целью они распускали в корпусе молву, что Ламновский знается с нечистою
силою и заставляет
демонов таскать для него мрамор, который Ламновский поставлял для какого-то здания, кажется для Исаакиевского собора.
Ну как по ночам вкруг домика
демоны зачнут на сходку сбираться да треклятые свои мечтания [Мечтание, мечта — в народном языке употребляется лишь в смысле привидения, призрака, обмана чувств сверхъестественною
силою.] заведут: гóлки и клики, бесстыдные скаканья, неистовые свисты, и топоты ножные, и вой, и гудение, и мерзкое в долони плескание?..
Древнее первобытное человечество было одержимо страхом, terror anticus, страхом перед хаосом и неведомыми
силами природы, перед которыми человек был беспомощен, страхом перед духами, перед
демонами, перед богами, перед магами, перед царями, которые были магами и обладали магической властью.
Человек находился во власти космических
сил, терзавших его
демонов и духов природы.
Магия есть первоначальная техника человека в борьбе с враждебными
силами, с духами и
демонами, есть техническая власть и над самими богами.
Пневма связана с народной верой в одержимость человеческой души
демонами и богами, которые вдыхают в человека свою
силу.
Одним внушал способы нападения сам
демон злобы и зависти; другие, исполняя только свой долг, отражали их
силою и благородством духа.
Магия тем и отличается от науки и техники, что для нее природа всегда одухотворена и что она вступает в общение не с механическими
силами, а с природными духами, будь то
демоны или духи светлые.
Мало было для Мамона обыкновенных, естественных пособий человека, чтобы сокрушить врага: он искал их в мире сверхъестественном, прибегал за ними к
демону. Он слышал, что адепты жидовской ереси, имеющие свое гнездо в Москве, владеют тайнами каббалистики, или чернокнижия, творящими чудеса, и решился прибегнуть к
силе этих чароведцев.
Революция, как некий органический патологический процесс, вырабатывает в своих недрах
силы, которые принесут избавление от ее
демонов.
Накинутся лютые
демоны, нападут на тебя змеи огненныя, окружат тебя эфиопы черные, заградит дорогу
сила преисподняя, — а ты все иди тропой Батыевой — пролагай стезю ко спасению, направляй стопы в чудный Китеж-град.